Велогенераторы

Велогенераторы

Для питания современных транзисторных радиоэлектронных устройств (радиоприемников, плейеров и т.д.) с успехом может быть использована динамо-машина, применяемая в велосипеде для освещения пути ночью. Интересно, что в свое время, в конце 1995 г., целесообразность использования небольших электрических генераторов, типа велосипедных, в экстремальных условиях неожиданно поддержал президент Южно-африканской республики Нельсон Мандела. Он по достоинству оценил изобретение англичанина Тревора Бейлиза, миниатюрную динамо-машину, которая приводится в действие мускульной силой радиослушателя. Это позволяет обеспечить радиоинформацией всех тех, кто не в состоянии платить за электроэнергию или купить батарейки к радиоприемнику. Готовность вложить деньги в продвижение устройства на рынок сразу заявили несколько рекламных агентств ЮАР.

Велогенераторы

Генератор велосипеда, как известно, представляет однофазную электрическую машину переменного тока со статором, имеющим магнит. Отечественной промышленностью выпускаются несколько типов велогенераторов. Наиболее часто встречаются в продаже велогенераторы ВГ 8401-01 ТУ 81-703-113-81 на напряжение 7 В и 5411001 АТТТБ541100 на напряжение 6 В, при скорости велосипеда 12 км/ч. Мощность названных генераторов составляет 5,3 Вт, масса не более 350 г и размеры 20x85x48 мм. Их работоспособность сохраняется в диапазоне температур 0…50°С. Наиболее рационально использовать велогенератор для питания аппаратуры в буферном режиме, подключив его к аккумулятору.

Это дает возможность защитить радиоэлектронное устройство от колебаний напряжения. Для прослушивания во время езды на велосипеде радиоприемника или плейера можно собрать небольшой блок питания согласно рис. 1.16, где G1 обозначает велогенератор. Типы деталей, используемых для сборки, могут быть любыми. Диоды VD1, VD2 можно заменить на диоды более старых типов, серии Д7 или Д226 с любым буквенным индексом. Монтаж деталей питающего устройства можно произвести на монтажной планке с контактами, не прибегая к печатному монтажу.

Смонтированную планку следует поместить в корпус с разъемом для подключения аппаратуры. Блок питания укрепляют в удобном месте на велосипеде. Питать радиоаппаратуру можно не только во время езды, но и на привале, если установить динамо-машину на заднем колесе. В этом случае велосипед ставят вверх колесами, освободив заднее колесо. Вращая педали и приводя в движение генератор, можно получить электрический ток для питания аппаратуры с напряжением 6 В.